Новости

26.04.2013 00:10
Рубрика: Спорт

Еще раз про кино

Штрихи к портрету старшего тренера Анатолия Тарасова
Сначала несколько слов про кино. В последнее время я хожу в синематограф только по рекомендации надежных друзей и знакомых. Про "Легенду N17" сначала прочел восторженный отзыв в Сети за авторством известного кинокритика, затем близкий друг поведал: его 25-летний сын, сформировавшийся в эпоху иных героев, уже дважды смотрел "Легенду". Похоже, стоило смотреть и мне.

Когда фильм закончился и на экране пошли титры, в зале раздались аплодисменты. Я такого не помню. Причем, как я понял, аплодировали и тем спортсменам, которым была посвящена картина, и авторам фильма.

В развернувшейся затем в Сети дискуссии по этому поводу - редкий случай - почти все были единодушны: кино получилось. Неважно, по каким лекалам оно сделано (некоторые утверждают, что по голливудским), неважно, что далеко не все там соответствует исторической правде. Тарасов, Харламов, Третьяк и их товарищи, а также победы сборной СССР над канадцами на заре 70-х - это не легенда, а самая что ни на есть чистая быль, но поскольку она исключительно героическая, то вполне заслуживает того, чтобы обрасти мифами и стать сюжетом художественного произведения.

Даже когда канадских профессионалов показали явно звероподобными, я и это принял: они же показывают нас в своем Голливуде полными дебилами. Что ни русский, то обязательно в шапке с кокардой и геройской звездой на груди. Наш ответ Чемберлену.

На мой взгляд, артист Меньшиков удачно передал те черты, которые были свойственны Анатолию Владимировичу Тарасову. Хотя внешне они мало похожи.

И многое вспомнилось из той давней юности, когда работал спортивным корреспондентом "Комсомолки", ездил на мировые чемпионаты по хоккею и зимние Олимпийские игры. Вот лишь несколько штрихов к портрету Главного тренера.

Перед каждой поездкой на мировое первенство Тарасов приводил свою дружину "на посиделки" к нам в Голубой зал - это был священный ритуал. Один раз по какой-то причине не пришли и... проиграли.

На Олимпиаде в Саппоро (1972 год) чехи во время матча подъезжали к нашей скамейке и делали вид, что стреляют из своих клюшек, словно из автоматов, в Тарасова и Чернышева: та-та-та... Так они мстили за наши танки в Праге. Чернышев оставался невозмутим, он вообще был флегмой, а Тарасов жутко злился. Был слух, будто наше начальство велело тренерам этот матч сделать ничейным или даже проиграть чехам - из высших политических интересов. Где там... Тарасов на такое никогда бы не пошел.

Тарасов однажды привел сборную в бассейн и заставил всех прыгать вниз головой с 5-метровой вышки. Обращаясь к Борису Майорову, говорит: "Вслед за славным капитаном команды - вперед". Но ребятам страшно было, все же 5 метров для неподготовленного человека - это большая высота. Кто-то ему в ответ: "А вы сначала сами покажите, как это делается". И Анатолий Владимирович (был уже сильно в годах) полез наверх и неуклюже сверзился в воду как сумел. После чего прыгнули и все остальные, даже те, кто плавать не умел.

Когда я писал книгу о хоккее и приходил к Тарасову с расспросами домой в его квартиру на Соколе, мы долго разговаривали за чаем. Он их всех называл, словно своих детей - Владька, Валерка, Борька, только Рагулина - Александр Павлович.

Однажды я пригласил Тарасова поучаствовать во встрече со студентами и преподавателями Института стали и сплавов, он пришел и целых 3 часа держал несколько тысяч человек в благоговейной тишине, а когда закончил свое выступление, был шквал аплодисментов. Но вот что удивительно: я потом запись с диктофона расшифровал - ничего особенного, почти банальные слова про мужество, про патриотизм, про спорт. Но как он их произносил! Как он умел завораживать любую аудиторию - интонацией, внутренней энергией, еще чем-то своим, присущим только ему. Колдун!

Женатые мужики-хоккеисты обижались на Тарасова за то, что он месяцами держал их на казарменном положении на армейской спортбазе в санатории "Архангельское". Но он и сам жил там же, деля с ними и кров, и пищу, и те нагрузки, которыми истязал.

Тарасов ровно относился ко всем игрокам ЦСКА, не выделяя особенно никого. Правда, чуть нежнее дышал к Фирсову и Мишакову. "Женя, - говорил он последнему во время матча. - Ты Боброва знаешь?" - "Знаю". - "Так ты лучше его". Тарасов толкал Мишакова в спину, тот кривоного вылетал на лед и закручивал такую карусель...

Однажды, когда сборная СССР проигрывала какой-то важный матч и все слова по этому поводу были сказаны - и со скамейки, и в раздевалке, - и оставался уже последний период, Тарасов вошел в раздевалку, окинул взглядом своих поникших бойцов и... запел Гимн Советского Союза. И все... Повернулся и вышел. А следом вышли они. И порвали соперников.

Много чего еще вспомнилось из тех славных лет. Хоккей был одним из тех очевидных достижений, которыми мы гордились и гордимся. И очень хорошо, что теперь об этом есть фильм.

Не все ж нам посыпать голову пеплом.

Когда верстался номер

Фильм "Легенда N 17", вышедший на экраны 18 апреля, показал лучший старт для российского кино за 2012 и 2013 годы: за первый уик-энд картина собрала 250,5 млн рублей, ее посмотрело более 1 млн зрителей.

Кадры из фильма "Легенда №17"
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Спорт Хоккей Игроки и тренеры