Новости

17.02.2014 01:00
Рубрика: Спорт

Ан-2

Виктор Ан принес России первую золотую олимпийскую медаль в мужском шорт-треке. Для спортсмена эта награда в Сочи уже вторая
Виктор Ан принес России третье на этих Играх золото, впервые вырвав для нашей страны такую награду в шорт-треке. И серебро на дистанции 1000 метров тоже наше - медаль у Владимира Григорьева из Подмосковья. Вот вам и наша приправа к тончайшему по вкусу корейскому блюду.
 
 
 

И хотя Ан уже выиграл бронзу, тоже первая на тот момент медаль, на полуторке, все же его шансы были далеко не 100-процентными. Виктору уже 28, что для шорт-трека, где на финише спортсмены превосходят скоростную отметку в 50 километров, немало. Так разгоняться, да еще порой расталкивая задиристых конкурентов, под силу в основном молодым. 

Но все существование Виктора Ана, в прошлой своей жизни Ан Хен Су из Сеула, соткано из таких вот противоречий. Несколько, только лишь несколько, его история похожа на судьбу Владимира Григорьева, в прошлой жизни Владимира Григорьева, однако уроженца города Шостка, жителя и гражданина Украины, выступавшего за сборную этой страны еще на двух Олимпийских играх. Теперь Владимир с семьей перебрался в музыкальный Клин, город Петра Ильича Чайковского, где занимается отнюдь не музыкой. Бывшие кореец и гражданин Украины благодаря пониманию российской стороной важности олимпийского и раньше вяло продвигавшегося у нас шорт-трека получили паспорта России.

Но если переход в новое гражданство Григорьева новой главы не открыло - вспомните двукратную чемпионку этих Игр фигуристку Татьяну Волосожар, сначала формально приземлившуюся где-то в средней полосе, а теперь выступающую за черноземный Краснодарский край, то Ан потряс многих и в России, и в Корее.

У нас к нему отнеслись по привычке с недоверием: старый, пусть и трехкратный чемпион туринской Олимпиады-2006 на 1000, 1500 метров и в эстафете, да плюс бронзовый медалист. Вон, свои выкинули, а мы подбираем. Да и как кореец приживется в России? Ерунда.

В Сеуле все обстояло обстояло гораздо серьезнее. Действительно, Ану, многократному экс и вице-чемпиону предложили уйти на покой. Причин множество. В стране шорт-трек - нечто вроде религии, и победителей - уйма. Их особо не берегут - зная, что после потери одного бойца на его место придет легион новых Анов или Кимов. К тому же Ан Хен Су получил серьезную травму. Она требовала длительного лечения, а, следовательно, и немалых денег. И Федерация воспользовалась благоприятными для себя обстоятельствами, чтобы ускорить уход. Ведь и до того Ан Хен Су приходилось несколько раз ложиться на операционный стол.

Многолетний собственный корреспондент "РГ" в Республике Корея, кандидат наук и автор книг об этой державе Олег Кирьянов выдвигает собственную более тонкую версию, видящуюся мне на фоне запутанных азиатских переплетений совершенно достоверной. Ан закончил не тот университет. Скажем, не какой-нибудь корейский Гарвард или наш МГУ, а нечто поскромнее. И для некоторых из его тогдашних руководителей диплом не Кембриджа в корейском варианте выглядел не престижно. Чего тут возиться.

И Ан серьезно задумался. Бросать любимое дело? Не пришло время. Продолжать вопреки противодействию Федерации? В любой стране, Россия не исключение, бесполезно. А была любимая девушка, отец, так трогательно пестовавший сына. Папа следил за его карьерой и всячески поощрял мальчика, заставлял не падать духом, который так хотели растоптать.

 
 
 

Между тем в Союзе конькобежцев России произошли перемены. Шорт-трек, раньше как ни в одном государстве пользовавшийся полной независимостью, справедливо сделался частью сообщества конькобежцев. Возглавляющий его успешный бизнесмен Алексей Кравцов искал и находил новые таланты. На что выделялись, проза жизни, финансовые средства, которых раньше в таком количестве просто не было.

И Ану было сделано совсем не циничное, а деловое предложение сменить гражданство и выступать за Россию. Ниже Ан сам расскажет, как он его принимал, но принял.

Приняли и его. Как родного. Лечили, не торопили с выходом на лед. Выделяли место и время для тренировок. Выписали по его просьбе из Кореи любимую красавицу Нари. Могли бы случиться трудности с визами для маленькой его спутницы, ибо брак официально не зарегистрирован. И неторопливый в решениях Ан даже после бронзы на полуторке не раскололся, не сообщил о женитьбе, а лишь сказал, что скоро приступит к решению этого вопроса. Бог его знает, что под этим подразумевается.

Зато с паспортом было решено быстро. 26 декабря 2011 года тогдашний президент России Медведев подписал соответствующий указ. Годичного карантинного, предусмотренного МОК при смене гражданства Ану отсиживать не пришлось. В Ванкувер-2010 его не взяли, за Корею он давно не выступал, и сразу пошел биться за Россию.

Успехи, как писали в старинных передовицах, не заставили себя ждать. Мир шорт-трека встретился с обновленным Аном, Виктором Аном, как значится в его паспорте. На корейскую федерацию обрушился град критики местных газет. Пришлось оправдываться. Но Ана в мешке не утаишь.

Как рассказал мне Виктор через переводчика, он по-прежнему живет с Нари в апартаментах базы в Новогорске. Там им хорошо и удобно, хотя Ан подумывает, опять все взвешивая, о возможной (да, очень осторожно) смене обстановки на нечто собственное.

Поначалу, так я понял, были моменты естественной притирки в сборной России, но они прошли. По-русски Виктор говорит лучше знавшего десять слов голландца Гуса Хиддинка, но все равно трудности есть. И не только из-за одной из букв. На языке фарси трудно, например, произнести букву "о", и ее заменяют на "у". Ну, а чем заменишь наше сложное для многих картавящих "р", в корейском отсутствующее? И у нас хорошо пошли на русском лишь фразы об отце, который горячо радуется успехам сына.

Была в субботней победе Анна еще одна значимая для него интрига. Недавно на чемпионате Европы в Германии голландец Схинке Кнехт публично оскорбил нашего Виктора неприличным жестом. Тот его обошел, а оранжевый Кнехт в знак презрения и показал Ану палец. Все завоеванные голландцем на том первенстве медали были у него отобраны. Кнехт, пригвожденный к позорному столбу, извинился. Но, знаете, какие наши россияне - вида не показывают, но за обиды заставляют платить. Вот и Ан с особым удовольствием оставил голландца с бронзой. Я, честно, не мог понять, и никто не смог мне объяснить, почему вообще этот парень, проигравший полуфинал, был допущен к решающему забегу. Знатоки - тренеры, сидящие ниже нас в отдельном секторе, прокричали: это шорт-трек, многое зависит от судей, захотели и вывели. Прямо как у танцоров в фигурном катании. Но Кнехт остался лишь третьим, а на пресс-конференции в забитом под завязку зале ни наши журналисты, ни иностранные не задали ему ни единого персонального вопроса.

В финале кроме него Ану и Григорьеу противостояли китаец Ву Дажинг и кореец Син Да Вун. Принципиальный поединок для Ана, доказывающего своим соотечественникам неправоту их решения отказаться от его услуг. Забег был построен абсолютно грамотно. Григорьев и Ан - словно два брата - бились за победу. Их новая Родина дала им все, что могла. И они ответили двойной победой. Закрывая трем остальным участникам узкую тропинку к успеху, они и финишировали вместе. Ан, трехкратный олимпийский чемпион в составе сборной Кореи, взял и четвертую награду уже для себя и для нас.

Планировали наши два парня вот такую тактику или все вышло случайно? К примеру, легкоатлеты-бегуны одной страны почти никогда не договариваются о каком-то содействии. Об этом я спросил у Виктора и Владимира.

Виктор Ан: Мы должны были сразу выйти вперед и захватить лидерство. Стараться не допускать никаких лазеек ни для кого из остальных. Это и была наша тактика, о которой мы договорились. И Владимир ее отлично осуществил на практике. Это и есть команда. Я хочу повторить, что не бегу против кого-то, я сражаюсь за победу. И у меня есть еще несколько надежд. Главная, она даже важнее всех остальных медалей. Если мы трое вышли в полуфинал на 1000 метров, то почему не побороться за медаль в командной эстафете на 5000? Это - возможно. Это - первая задача.

Владимир Григорьев был более конкретен: Мы должны были вести гонку, не пропуская никого. И это удалось. Но на последних двух кругах скорость перевалила за 50 километров. У Ана - она выше, чем у меня. Я старше, уже 32, такой темп было не выдержать. И Виктор не без сопротивления с моей стороны опередил меня рывком, на который способен только он. Серебро - ценнейшая медаль, которую я завоевал за долгие годы в шорт-треке. Да, я сменил гражданство. И это - на пользу всем.

В пресс-центре объявлено, что никому в шорт-треке не удавалось взять серебро Олимпийских игр в таком зрелом возрасте. Может, какие-нибудь статистики и оспорят это утверждение. Спор о старших и самых молодых чемпионах вечен. Суть в ином. День 15-го февраля 2014-го - счастливейший в биографии россиянина Владимира Григорьева. Ну, а мы перейдем, как и принято, к вопросам чемпиону.   

- Виктор, а как воспринял вашу победу отец?

Виктор Ан: Спасибо, что вы говорите сейчас о моем отце. Он очень рад.

- Вы опять сменили цвет волос. Что бы это значило?

Виктор Ан: Ничего. Это - персональный вопрос.

- Об эстафете, в финал которой сборная России вышла благодаря вам, мы говорили. Какие еще планы на эти Игры?

Виктор Ан: Остались 500 метров и эстафета. Две дистанции - 500 и 1000 метров сейчас даются мне в 28 легче, чем длинные 1500. Ничего случайного в моих победах нет. Я принял решение выступать за Россию. До этого был тяжелый период, было сложно. И тут моя правда, о которой я долго раздумывал. Я был способен продолжать, и здесь в это поверили. Мне позволили проводить те тренировки, которые были нужны сначала для восстановления после травмы, потом для участия в соревнованиях. В принципе, они не отличались от тех, что были в Корее. Я обеспечен всем, я спокоен и благодарен всем, кто помогает.. Верил в себя. Но это, как и все спортсмены, потому что каждый считает себя лучшим. Сейчас главное - не расслабляться.

- Публика встречает вас как героя. Зрители - молодцы. В финальном забеге установили новый шумовой рекорд "Айсберга" - 108 децибел.

 
 
 

Виктор Ан: Конечно, такая реакция помогает. И четвертое олимпийское золото особое. Олимпийская медаль - это то, что дается Небом. Но результат зависит от того, насколько ты вкалываешь, выкладываешься. От команды, которая с тобой и помогает сохранять здоровье для спорта.

- Вы вывели сборную России на новый, гораздо более высокий уровень.

Виктор Ан: У нас отличные отношения со всеми спортсменами. Олимпиада для нашего шорт-трека проходит успешно. И благодаря этому много молодых займется этим видом сорта после нее. Но нам, лидерам надо работать и терпеть. Я терпел восемь долгих лет. И у меня есть что вам сказать. Но не сегодня, а когда Олимпийские игры закончатся. Сейчас еще немало предстоит.

Да, трое наших ворвались в восьмерку сильнейших на 1000 метрах-это и  надежда на медали в мужской эстафете на 5000 метров, финал которой - заключительный номер всей программы шорт-трека - стартует 21 февраля в непривычные 22 часа 18 минут.  

Министр спорта Виталий Мутко о Викторе Ане:

- Посмотрите, как он крадется по льду. Ан - великий тактик. Некоторое время держится чуть сзади, словно прикидывая, изучая соперников, их настрой. А потом настурает время тактика Ана. Он обгоняет на поворотах, на прямых, умело ввязываясь в борьбу. Это умение, которое дается с годами и опытом. Только большой талант способен словно играючи вдруг показать спину сопернику. Ведь только что Виктор был сзади. Конкурент его не видел, не ожидал рывка. Ан поднял уровень сборной. Обострил конкуренцию. Медаль Григорьева - это и успех Ана, тренеров, всей команды.

Что говорят корейцы
"Золото" Виктора Ана в забеге на 1000 метров в шорт-треке вызвало фурор среди корейцев, которые искренне поздравляют до сих пор крайне популярного на исторической родине спортсмена. С другой стороны, шквал критики обрушился в сторону Союза конькобежцев Кореи, конфликт с которым в свое время заставил спортсмена покинуть команду и перебраться в Россию. Эксперты же считают, что ситуация с Аном показала всю глубину кризиса этого вида спорта в Корее, где некогда местные спортсмены доминировали на мировой арене. Сами же корейцы желают Виктору новых побед в оставшихся забегах.

Напомним, что Виктор Ан в прошлом был лидером сборной Южной Кореи по шорт-треку, завоевав три золотых и одну бронзовую медали на Олимпиаде-2006. Однако затем конфликт со спортивными чиновниками, тренерами, сильнейшая травма и расформирование команды заставили Ан Хен Су (его корейское имя - прим. "РГ") принять предложение России начать выступать за нашу сборную. В 2011 году он сменил гражданство. Уже можно констатировать, что в Сочи состоялось триумфальное возвращение "императора шорт-трека": сначала в забеге на 1500 метров Виктор Ан завоевал бронзовую, а затем на дистанции 1000 метров золотую медали Олимпиады-2014. Вместе с ним на пьедестал взошел и россиянин Владимир Григорьев, который на 1000 метрах завоевал для России олимпийское серебро.

Не будет преувеличением сказать, что вчера вечером, когда по местному времени шла трансляция финала забега на 1000 метров в шорт-треке, вся Корея прильнула к экранам телевизоров. "Оставаться в теме" помогали и суперсовременные и развитые в стране информационные технологии. Когда шел финал, многие корейцы просто останавливались хоть в метро, хоть припарковывали машины, прекращали разговоры и смотрели в прямом эфире на своих мобильных телефонах телетрансляции из Сочи. А что было потом… Но здесь лучше процитировать самих корейцев.

"Я никогда не могла подумать, что буду рыдать от счастья, глядя на победу иностранного спортсмена. Но все же, он же наш тоже", "Искренне поздравляем. Ан Хен Су, ты - лучший!", "Это только одно золото, вперед за новыми победами!" - такими постами сейчас пестрит корейский интернет, комментируя "золотое возвращение" в шорт-трек их кумира - россиянина Виктора Ана. Корейцы, среди которых очень сильны чувства преданности родине и патриотизма, смогли понять ситуацию Виктора и сейчас ликуют вместе с россиянами, празднуя триумф атлета в дистанции на 1000 метров. В корейском интернете в течение нескольких часов на первом месте по ключевым словам в поиске значилось сочетание "Ан Хен Су золотая медаль". И это говорит обо всем.

С другой стороны, корейцев по-человечески жалко. Может быть Виктор и лучше своих бывших товарищей по сборной, но все же, наверное, хотя бы одну медаль корейские спортсмены в шорт-треке заслужили. В финале забега на 1000 метров единственная "настоящая корейская" надежда Син Да Вон был дисквалифицирован за нарушение правил. До этого мужчин преследовал и преследует злой рок из падений и дисквалификаций.  Мужчины не пробились в эстафету на 5000 метров, проиграли 1500 метров. Осталась только дистанция 500 метров, где их шансы даже в самой Корее оцениваются как незначительные. Виктор же, похоже, сумел сохранить хорошие отношения с бывшими партнерами по команде. После финала он подошел к Сину и обнялся с ним. "Я сам спортсмен. Тем, кто готовится к Олимпиаде, не может быть легко. Мы все друг друга прекрасно понимаем", - пояснил свой порыв Виктор. А корейцы сейчас на грани того, чтобы остаться в мужском разряде вообще без медалей в том виде спорта, где традиционно доминировали.

Все это сразу же возродило неподдельный интерес в Корее к традиционному русскому вопросу: "Кто виноват?" Правда, ответ на этот вопрос в Корее уже давно нашли. Если раньше в отношении спортивных чиновников и тренеров из Союза конькобежцев Кореи, которые в свое время посоветовали Ану "перестать мечтать и прекратить карьеру спортсмена", была волна критики, то после "золота" Виктора Ана можно говорить уже о "цунами народного негодования". Сразу после победы Ана официальный сайт Союза конькобежцев Кореи оказался "обвален" из-за чрезмерного наплыва пользователей и не действует до сих пор. Вслед за "Ан Хен Су золотая медаль" на втором месте по поисковым запросам стоит "Союз конькобежцев Кореи", но если в первом случае за Виктора в Корее искренне рады, то во втором следует буря негативных эмоций.

"Бронза Ана была нокдауном для Союза конькобежцев. Но своим золотом спортсмен отправил бывших противников в полный нокаут. Ан Хен Су, ты все доказал. Союз конькобежцев, я надеюсь, вы читаете эти строки - пора делать выводы", - пишет в комментариях один из обозревателей.

Ранее на эту же тему высказалась даже президент Южной Кореи Пак Кын Хе, которая назвала Виктора Ана "выдающимся спортсменом", а ситуацию с ним, когда ему пришлось покинуть Корею, охарактеризовала как "структурный абсурд" и следствие "фракционализма, фаворитизма и коррупции" в спортивных кругах.

Если простые корейцы эмоционально требуют расформировать Союз конькобежцев, "поувольнять всех и начать все с начала", то эксперты и влиятельные СМИ констатируют, что "в любом случае без серьезнейших реформ в Союзе конькобежцев и всей практики подготовки спортсменом не обойтись". Корея была традиционно лидером в шорт-треке, а сейчас у мужчин ни одной медали в Сочи, а у женщин пока ни одного золота. Так что "оргвыводы" и "полномасштабная хирургическая операция", как здесь говорят, теперь в Союзе конькобежцев неизбежны.

Отец Виктора Ана 57-летний Ан Ги Вон со слезами на глазах встретил победу сына. "Не знаю, как выразить словами. Умница он, я счастлив. Все было правильно сделано", - прокомментировал победу Виктора его отец корейским журналистам. Не стал уходить он и от вопроса об ощущениях, когда сын поднимался на пьедестал в форме другой страны и когда играл чужой для корейцев гимн. "Мой сын всегда занимался только спортом. Он жил и живет этим. В самом расцвете карьеры ему не предложили руку помощи. Его никто не удерживал на родине. Как бы вы поступили на его месте?" - вопросом на вопрос ответил Ан Ги Вон корейскому репортеру.

Впрочем, настрадавшийся от всех передряг не меньше спортсмена отец сумел проявить великодушие к тем, кто ранее поставил крест на Викторе: "После победы я теперь ни на кого зла не держу. Я всем уже все простил. Хочется лишь, чтобы другой спортсмен больше никогда не натерпелся того, через что прошел мой сын", - заявил Ан Ги Вон. Он также отметил, что одной из главных проблем в Союзе конькобежцев является концентрация власти в руках одного человека, от личных симпатий и предпочтений которого слишком многое зависит, не позволяя зачастую оценивать атлетов объективно.

Ну и после победы все снова вспомнили о подруге Виктора У На Ри, которая, как уверены в Корее, сделала все возможное и невозможное, чтобы ее избранник чувствовал себя комфортно и победил. Корейцы вновь повторили, что "как минимум половину золота Ан должен отдать своей На Ри. Эта победа и ее заслуга тоже". Сам же Виктор и На Ри выложили в интернете фотографии, где позируют уже с двумя медалями Сочи-2014 - золотой и бронзовой. "Мы станем самой лучшей и самой счастливой парой в России", - так подписал фото Виктор, что теперь уже звучит практически как официальное предложение своей спутнице.

 
 
 
Спорт Олимпийские игры Олимпиада-2014