Новости

08.10.2016 11:40
Рубрика: Спорт

Марафон в чести

Европейское движение Фэйр Плей выбрало своего президента и самых благородных спортсменов и организаторов
Что ни говори, но главным событием 22-й Генеральной Ассамблеи стали выборы президента. Хотя ничего сногсшибательного не произошло. Никто и не собирался бросать выбор действующему руководителю австрийцу Кристиану Хинтербергу, пригласившему делегатов из 25 стран Старого континента в родную ему Вену.
Старейший марафон, проходящий в городе Кошице, удостоился "Приза Чести". Фото: Архив "РГ" Старейший марафон, проходящий в городе Кошице, удостоился "Приза Чести". Фото: Архив "РГ"
Старейший марафон, проходящий в городе Кошице, удостоился "Приза Чести". Фото: Архив "РГ"

Но вот что интересно: даже спортивное благородство нуждается в финансовой поддержке. И Кристиан сумел привлечь крупную австрийскую фирму, взявшую шефство над европейским Фэйр Плей. Не какую-нибудь компанию, делающую деньги на алкоголе и сигаретах, а настоящих бескорыстных спортивных меценатов. Так что частично денежная проблема, не оставляющая попавшую в медленно расплывающийся кризис Европу, решена. Делегаты приехали, проголосовали, избрали. И отметили своих лауреатов скромными призами, имеющими совсем иную ценность, нежели денежная.

Даже далекий от спорта и легкой атлетики народ слышал о марафоне Мира в словацком городе Кошице. И вряд ли найдутся на планете состязания, не считая, конечно, Олимпийских игр, которые, как марафон Мира, проводятся в 90-й раз. Его организаторы, уж не знаю, в каком поколении, получили главный "Приз Чести".

"Награда за благородные чувства" вручена двум организациям, ибо трудно было выделить, кто принес европейцам больше пользы. Португальцы разработали детальный "Национальный план этического поведения в спорте".

А вторая "Награда за благородные чувства" вручена под гром оваций австрийскому комитету "Кубка мира по футболу для бездомных". Да-да, кроме Кубка мира по обычному футболу, приносящему многомиллионные прибыли ФИФА, есть и такой. В нем играют команды, в которые входят люди, обиженные жизнью: бездомные, излечившиеся алкоголики, наркоманы, бедняки...

В нынешнем "Кубке мира для бездомных" участвовали 64 команды, включая российскую, а чемпионами стали мексиканцы.

А премию получил глава "Кубка для бездомных Австрии" Томас Егер, рассказавший немало полезного о том, как проводится отбор футболистов для участия в этом необычнейшем турнире.

Томас, что-то и где-то слышал об этом Кубке. Поздравляю. И жду подробностей.

Томас Егер: Увлекательная история. "Кубок мира для бездомных" решили проводить десятилетия назад. Первоначальная цель: помочь бездомным. Дать им возможность проявить свои способности и показать, что в их рядах, в их жизни, не совсем удавшейся, есть свои таланты и достоинства. И неожиданно для нас Кубок многим понравился. И даже с ФИФА, которая поначалу противилась проведению этих соревнований ("у нас есть свой Кубок мира, названия похожи"), удалось договориться. ФИФА признала "Кубок мира для бездомных", а постоянный комитет по его проведению обосновался в шотландском Глазго.

А кто попадает в команды, как отбираются игроки в национальные сборные?

Томас Егер: Сначала играли только бездомные. Но потом пришла идея расширить этот грустный круг участников. Мы обратили внимания на клиники для пытающихся излечиться от наркотической зависимости. Организовывали для них футбольные турниры, смотрели, кто и как играет. Затем обратили внимание и на алкоголиков, которые были готовы покончить с крепкими напитками и запоями. Однако постепенно к розыгрышам Кубка подключались и бедные люди, страдающие от нищеты. А теперь в командах играют и беженцы из стран Азии, Африки.

Напомню о вопросе отбора.

Томас Егер: Важнейший даже не вопрос, а проблема. Мы не хотели, чтобы "Кубок мира для бездомных" превратился в турнир профессионалов. Поэтому часто включаем в команду не лучших игроков, а тех, кому нужно поскорее отделаться от тяжелых воспоминаний о прошлом, кто хочет забыть о наркотиках и алкоголе, о безрадостной жизни. Вот наш твердый принцип. Но в то же время мы не можем выпустить на поле полных неумех.

Где и в чем выход?

Томас Егер: Наши скауты ездят по лечебницам, а теперь и по лагерям для беженцев. Два дела сливаются в одно: мы проводим там футбольные матчи, отвлекая больных от свалившейся на них безысходности, и выбираем лучших. Один игрок здесь, три - там, шаг за шагом собирается команда.

Не случится ли, что пойдет гонка за результатами? Борьба за Кубок и медали?

Томас Егер: Тем более что и ФИФА признала нас на определенных основаниях. Пока все идет спокойно. Но опасения, что результат окажется сильнее желания играть во имя спасения, существуют. Есть и определенное неравенство в финансировании. Что делать, такова жизнь. Кстати, россияне, которые сначала присылали одного-двух футболистов, теперь приезжают хорошо подготовленной командой. Не жалуются и на нехватку денег: ваш тренер всем доволен. Однако многим тяжело тягаться, скажем, с мексиканцами. У них есть миллиардер, поддерживающий сборную. Это позволяет тренерам выбирать из приблизительно двух тысяч претендентов. Их звание чемпионов мира вполне заслуженно.

Спорт Спортивная жизнь