Новости

19.12.2017 16:00
Рубрика: Спорт

Учиться у России

Генсек ЧМ-2022 рассказал об опыте Катара при подготовке к чемпионату мира
Чемпионат мира по футболу в России - дело самого ближайшего будущего. А на горизонте уже и следующий турнир, который примет Катар. За 500 дней до финального матча ЧМ-2022 корреспондент "РГ" в компании еще нескольких российских журналистов пообщался с генеральным секретарем оргкомитета чемпионата мира в Катаре Хасаном Аль-Тавади.

Катар получил чемпионат мира одновременно с Россией, и вы уже могли изучить опыт как Бразилии, так и России в плане организации. Какие уроки вы извлекли из этого?

Хасан Аль-Тавади: Как вы уже отметили, мы получили гораздо больше времени на подготовку, чем обычно - целых 12 лет. Мы оказались в уникальном положении и стараемся его использовать. Мы отправляли людей изучать опыт всех крупнейших футбольных событий - не только чемпионатов мира, но и Евро-2016, финалов Лиги чемпионов. Также мы очень тесно общаемся с российскими коллегами, работаем на одних и тех же мероприятиях и получаем аналогичный опыт. Главное отличие чемпионатов мира в России и Катаре - размеры наших стран. Но мы учимся друг у друга в плане проектов наследия, мер безопасности, организации соревнований в конкретных городах. Спасибо российским коллегам за возможность поработать на недавней церемонии жеребьевки ЧМ-2018 команде наших наблюдателей. Также мы получили разрешение отправить сотрудников поработать в команде оргкомитета чемпионата мира в России и изучить этот опыт. Что касается подготовки, то она идет, на мой взгляд, очень хорошо. Мы уже могли убедиться в этом по тем мероприятиям, которые прошли, включая Кубок конфедераций. И многое узнали в плане безопасности, транспорта, организации логистики и прочего.

Часто общаетесь со своим российским коллегой Алексеем Сорокиным, генеральным директором оргкомитета "Россия-2018"?

Хасан Аль-Тавади: Ну конечно (улыбается). Алексей является нашим компаньоном с самого начала. Не забывайте, что он занимался и заявкой, как и я. Поэтому контакт с ним установился еще до того, как наши страны получили право принять чемпионат мира. Он очень трудолюбивый человек, который внимательно относится к каждой детали. И это, определенно, правильная фигура для того, чтобы заниматься подготовкой к турниру в России.

Какие-то ошибки в российском или бразильском опыте подметили?

Хасан Аль-Тавади: Российский опыт еще не закончен. Я не могу судить об этом сейчас - давайте дождемся окончания чемпионата мира в 2018-м. Что касается Бразилии, то уроки извлечены. Как и на любом большом турнире. Мы изучили этот опыт и стараемся улучшать свою подготовку, исходя из этого. Тем более что наш чемпионат мира станет первым, который пройдет на Ближнем Востоке, и мы надеемся, что он займет свое уникальное место в истории чемпионатов мира.

У России был Кубок конфедераций, которого не будет у Катара. Наличие такой генеральной репетиции что-то меняет в плане подготовки?

Хасан Аль-Тавади: В любом случае мы изучили опыт России. Лично меня интересовали прежде всего вопросы логистики, которые на Кубке конфедераций были решены превосходно. То же самое касается и секьюрити - служба безопасности работала очень эффективно. Да и все остальное произвело большое впечатление. Безусловно, нет сомнений, что еще многое нужно сделать. Но в целом мне очень понравилось и я уверен, что Россия проведет фантастический чемпионат мира.

Никаких шансов увидеть Кубок конфедераций в Катаре?

Хасан Аль-Тавади: Сроки чемпионата мира-2022 были сдвинуты на ноябрь-декабрь. При этом было принято решение не проводить Кубок конфедераций. Вместо него мы проведем другой турнир, и теперь мы обсуждаем с ФИФА, какой именно. Либо молодежный чемпионат мира, либо чемпионат мира среди клубов. На данный момент решение не принято.

Какую сумму планирует потратить Катар на строительство стадионов?

Хасан Аль-Тавади: Примерно восемь миллиардов долларов на восемь стадионов - этот бюджет уже утвержден. Возможно, арен будет не 8, а 9 - окончательное слово за ФИФА.

В Южной Африке построили красивые стадионы, которые теперь не используются. А что вы планируете делать с аренами после чемпионата мира?

Хасан Аль-Тавади: Это как раз тот урок, который мы извлекли. Каждый стадион, который мы строим, перейдет под управление местных властей. И мы заранее обсудили с ними, как планируется использовать эти стадионы. На всех аренах есть временные места, которые после чемпионата мира будут демонтированы, и вместимость стадионов уменьшится примерно до 20 тысяч зрителей - это то, что нам нужно. Ну а как минимум три сооружения вообще не будут стадионами. Все зрительские места уберут, и вместо них площади будут использоваться либо для коммерческих целей, либо под офисы, под парки развлечений.

Политическая обстановка на Ближнем Востоке непростая - ряд стран вообще разорвали дипломатические отношения с Катаром. Как это отражается на подготовке?

Хасан Аль-Тавади: Да, к сожалению, наша страна находится в определенной блокаде со стороны соседей. Но важно подчеркнуть, что чемпионат мира по футболу - это соревнование для всего Ближнего Востока. Это звучало в нашей заявке, и мы по-прежнему позиционируем турнир именно таким образом. У нас есть план В и план С, поэтому мы очень быстро и эффективно отреагировали на данную ситуацию, нашли альтернативных поставщиков, и на реализацию наших проектов блокада никак не повлияла.

Вы планируете повышать уровень чемпионата Катара, чтобы заполнять строящиеся стадионы?

Хасан Аль-Тавади: У нашего чемпионата и так очень хорошая посещаемость. Если вы посмотрите на средние цифры, сравните население нашей страны и количество людей, которые приходят на футбол, то увидите - эти пропорции соответствуют большинству топ-чемпионатов. Кроме того, мы принимаем международные матчи. Когда у нас играли Англия и Бразилия, Испания и Уругвай, Бразилия и Аргентина, когда проходили предсезонные турниры с участием больших европейских клубов, стадионы всегда полны.

Одна из проблем для туристов и болельщиков из России и других европейских стран - алкоголь, который в Катаре купить очень трудно. Как будет обстоять с этим на чемпионате мира?

Хасан Аль-Тавади: Алкоголь действительно чужд нашей культуре, но он есть в Катаре. И те, кто хочет, смогут его найти и выпить. Только не в общественных местах. Будут определенные зоны - бары, отели, - где алкоголь будет продаваться. Ну а детали еще обсудим с ФИФА. В любом случае хочу подчеркнуть, что мы с нетерпением ждем в гости всех. И для нас это большая честь - перенять эстафету у России в проведении чемпионата мира по футболу.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"

Спорт Футбол Чемпионат мира Чемпионат мира по футболу в России. Спецпроект "РГ"