23.06.2022 21:04

    Электронику в Россию начали поставлять по параллельному импорту

    Российские ретейлеры готовят к отправке пробные партии электроники по процедуре параллельного импорта. Эту информацию "РГ" подтвердили несколько собеседников на рынке. Впрочем, по словам экспертов, размеры этих партий в сотни раз меньше чем, то, что привозилось в Россию ранее по официальным каналам.
    Риски блокировок ввозимых в Россию гаджетов можно считать незначительными. / Getty imaegs
    Риски блокировок ввозимых в Россию гаджетов можно считать незначительными. / Getty imaegs

    По словам ведущего аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, с середины мая компании начали возить тестовые партии устройств. "Едут буквально десятки, сотни штук. Про тысячи не говорим. Сейчас чуть-чуть увеличиваем поставки, но все равно это тысячи штук. Чтобы понимать масштабы - от сотен миллионов долларов мы пришли к 1-3 миллионам, не больше. Поэтому поставки очень ограниченные", - сообщил Муртазин.

    О тестовых партиях рассказал и глава Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) Александр Иванов. "Возят пока очень мало. Проблем с этими партиями пока никаких нет, все разговоры только о предполагаемых проблемах, это подкладывание соломки", - сообщил он.

    Пока подтвердить "РГ" готовящуюся отправку первых партий товаров по процедуре параллельного импорта смогли только в сети "ДНС". В "Связном" опровергли появившиеся в СМИ сообщения о том, что ретейлер начинает завозить новые iPhone, смартфоны и умные часы Samsung, игровые приставки PlayStation, Xbox и Nintendo, ноутбуки и многое другое. Всего, как писал "Коммерсант", речь идет о примерно сотне позиций.

    "На фоне информации, распространившейся в СМИ "Связной" официально сообщает, что не является импортером техники и электроники в Россию. Компания "Связной" пополняет товарные запасы путем закупки стока, доступного на территории Российской Федерации у дистрибуторов и поставщиков - партнеров сети. Все закупки компания осуществляет в соответствии с законодательной базой", - заявили в пресс-службе ретейлера.

    В группе "МВидео-Эльдорадо" так же уклонились от прямого ответа на вопрос. "Для управления ассортиментом и его развития мы рассматриваем доступные возможности в рамках российского законодательства. Детали комментировать не готовы", - сообщили в пресс-службе компании.

    Ни одна из компаний не захочет в полной мере признать тот факт, что участвует в процедуре параллельного импорта, полагает собеседник "РГ" на рынке электроники. Вероятно, будут использоваться и компании-прокладки. "Никто не хочет светиться. Санкций, в том числе и совершенно случайных, вроде тех, что были наложены на генерального директора Ozon, всем хватило. Даже если какие-то компании будут делать это самостоятельно, публично это не будет раскрываться", - заявил собеседник "РГ".

    Фирмы- прокладки уже вовсю работают на рынке, добавил он.

    "Партии по параллельному импорту привозил и "Связной", и "МВидео". Они могут говорить, что это не они, потому что риски, безусловно, есть. Но параллельным импортом будут заниматься все. Это выгодно, так как не нужно делиться маржой с посредниками", - пояснил Муртазин.

    Главным теперь остается вопрос, как все эти схемы поставок отразятся на пользователях и сервисе. Гарантия будет на стороне поставщика, дистрибьютора или розничного продавца, полагает эксперта.

    В сети "ДНС" подтвердили, что готовы взять на себя сервисное обслуживание такой продукции. О своей готовности нести ответственность за продаваемую технику заявили и в "М.Видео-Эльдорадо". В компании заявили, что все представленные на площадках "М.Видео" и "Эльдорадо" товары имеют действующие сертификаты соответствия и гарантийную поддержку. "Мы, как продавец, отвечаем перед потребителями за качество продаваемой нами техники, даже в тех случаях, когда такие обязательства не берет на себя производитель", - заявили в компании. Там добавили, что "М.Видео" и "Эльдорадо" выполняют требования закона "О защите прав потребителей" с рядом дополнительно взятых на себя обязательств, таких как экспертиза за 72 часа и прием техники надлежащего качества на возврат в течение 30 дней с момента покупки.

    Самые очевидные запчасти и комплектующие будут привозить точно также, как и сами гаджеты, добавляет Иванов. По его словам, "отсутствие сертификации" - надуманная проблема. Компании Apple пользователи доверяют намного больше, чем органам сертификации в России, сообщил он.

    Не стоит опасаться и блокировок устройств компаниями-производителями. Блокировать технику по геолокации - большие риски, есть вероятность того, что пострадают соседние страны. Гораздо больше рисков в том, что на рынке сегодня параллельным импортом занимаются не всегда профессиональные структуры. В результате могут случаться такие истории, как поставка партии смартфонов Samsung, которые невозможно было активировать.

    "Много новых игроков, которые вообще не понимают, как работать на этом рынке, но для них открылись возможности зарабатывать деньги", - полагает Муртазин.