24.06.2022 00:16
    Рубрика:

    В Нижнем Новгороде особенные актеры играли в инклюзивном спектакле

    Постановку "Аут о миф, или Я/другой", в которой участвовали дети с расстройствами аутистического спектра (РАС), спектаклем можно назвать условно. Это скорее новый способ взаимодействия, основанный на импровизации.
    Людям хорошо вместе, если они видят и понимают друг друга. / Наталья Лампси
    Людям хорошо вместе, если они видят и понимают друг друга. / Наталья Лампси

    - Жанр мы определили как "спектакль навстречу", - говорит режиссер спектакля Лев Харламов. - Тема, если узко, - про аутизм. Если широко - то про попытку увидеть другого. Увидеть, узнать, понять, принять. Мы старались сделать все честно. Честно занимались с октября полезными профессиональными тренингами, честно менялись. Все это - без оглядки на возраст и особенности-диагнозы. Мы совсем не стремимся понравиться зрителю или - тем более - его развлечь. Мы немножко говорим о серьезном. И много играем. Не так, как в театре. А так, как играют дети. Мы учились этому друг у друга, и нам было хорошо.

    По словам режиссера, занятия и сам спектакль - это не самодеятельность, не пустое подражание форме. Дети занимаются погружением внутрь себя, как это делают профессиональные актеры. С помощью психофизических тренингов они пытаются сделать главное - увидеть другого человека. Это обычно сложно для аутистов: они не всегда готовы знакомиться с миром и идти на контакт.

    По словам директора фонда "Время РАСсвета" Екатерины Ферапонтовой, уже через несколько репетиций стало понятно, насколько полезны занятия в театре для их подопечных. Дети стали коммуникабельнее, самостоятельнее, спокойнее, начали лучше учиться.

    - Мама одного из актеров, которому 17 лет, рассказала, что за пять лет коррекционной работы со специалистом у ее сына не было таких изменений, какие произошли за пять месяцев у нас, - добавил Лев Харламов. - Раньше он перемещался по городу только с ней, сейчас же ездит сам, а недавно мы увидели его в кафе, где он ждал репетицию. Еще полгода назад это было просто невозможно. И таких примеров много.

    В планах у фонда - еще три инклюзивных спектакля, каждый из которых построен на импровизации. Ребята ничего не заучивают, они делают актерские упражнения и стараются вовлечь в них зрителей. Пятнадцать детей и три профессиональных актера рассказывают, как людям может быть хорошо вместе, если они видят и понимают друг друга.

    - С первых секунд спектакля - слезы ручьем, - поделилась впечатлениями Наталья Лампси, сотрудница фонда "Время РАСсвета". - Чувство гордости за наших "особенных" актеров, их родителей, режиссера, который за все это взялся. Я знала всю "кухню" изнутри, но увиденное меня безумно потрясло.